Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Врождённые идеи

термин рационалистической философии 17≈18 вв. (Р. Декарт , Н. Мальбранш , Г. Лейбниц ), обозначающий прирождённость уму или субъекту некоторых общих «идей» или истин. Эти идеи рационализм рассматривал как основу объективного знания, всеобщего «отношения идей», в отличие от сенсуализма 17≈18 вв., согласно которому всякое «отношение идей» основывается на чувственных образах, данных в опыте. Понятие В. и. находилось в центре полемики между рационализмом и сенсуализмом (Декартом и Т. Гоббсом в 17 в., Лейбницем и Дж. Локком в 18 в.). Это понятие фактически утверждает тождество и непрерывность сознания в пространстве и времени: общезначимые надындивидуальные истины являются, с одной стороны, актами и состояниями сознания отдельных индивидов, а с другой стороны, именно в своих всеобщих характеристиках не могут быть выведены как конечное звено в непрерывной цепи воздействия внешних вещей на их сознание или внутрипсихических сцеплений сугубо индивидуального опыта. Отсюда вводится постулат, что знание некоторых истин должно быть прирождено аппарату человеческого познания. По Декарту, я из себя извлекаю понимание того, что такое вещь, истина, мышление, бог и т.д., причём эти идеи (в том числе и правила метода) не порождены и не приобретены мною, а прирождены мне. Соединяя исходные В. и. с интуитивным постижением конкретных предметов внешнего мира и с работой дедукции, можно получить всю сумму возможных, объективных и универсальных знаний. При этом неважно, даны ли В. и. актуально, ≈ достаточно их потенциального существования. Лейбниц подчёркивает, что В. и. даны лишь в виде источников, которые постоянно актуализируются. Постулат В. и. относится к состояниям сознания, к внутреннему опыту, а не к законам и формам мысли ≈ как в понятии априорных трансцендентальных идей, организующих целостность сознания, у Канта. Исходным моментом введения постулата В. и. явилось фиксирование рационализмом факта структурности знания, т. е. наличия у него свойств, не объяснимых тем видом, в каком объект знания существует вне сознания. Отталкиваясь от этого факта и рассматривая в качестве познающего субъекта отдельного индивида, а объект ≈ как объект чувственности, рационалисты необходимо должны были прийти к идеалистическому заключению о существовании В. и.

Лит.: Асмус В. Ф., Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, «Вопросы философии», 1955, ╧ 5; 1957, ╧ 6; 1959, ╧11; Rose P. O., Die Lehre von den eingeborenen Ideen bei Descartes und Locke, Bern, 1901.

М. К. Мамардашвили.

Википедия

Врождённые идеи

Врождённые идеи — представления и знания , которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы , моральные ценности ).

Истоки теории можно найти в концепции Платона «знания как припоминания» . С появлением христианства мыслители, такие как Августин , развили теорию о том, что Бог непосредственно «вкладывает» вечные идеи в душу человека.

Дальнейшее развитие теории идей произвёл Декарт . Побудило его к этому противоречие в его философской концепции, где при рассмотрении независимых друг от друга мыслящей и протяжённой субстанций возникал вопрос, как человеческий разум , введя особую категорию «врождённых» знаний, которые никак не зависят от внешнего опыта и принадлежат разуму изначально.

В эпоху просвещения в философии разгорелась настоящая битва по вопросу о врождённых идеях, расколовшая философское сообщество на два лагеря . В какой-то мере вопрос прояснил Кант , рассматривая возможность появления новых знаний без обращения к опыту (то есть, априорных ).

С развитием физиологических исследований по вопросам познания ( Когнитивная психология ) стали возникать менее абстрактные теории о «первичных знаниях».

В настоящее время имеется тенденция рассматривать врождённые идеи как наследственно -приобретённые.