Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Крылов Иван Андреевич

Крылов Иван Андреевич [2(13).2.1769 (по др. данным, 1768), Москва, ≈ 9(21).1

  1. 1844, Петербург], русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин). Рано узнал материальные лишения, ещё подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом. Переехав в Петербург (1782), был мелким чиновником в Казённой палате. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков. В 14 лет написал комическую оперу «Кофейница» (1782), в которой живо изобразил нравы провинциальных крепостников. В 1786≈88 созданы комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», высмеивающие пустоту и развращённость столичного дворянства, и трагедия «Филомела», направленная против деспотизма. В 1789 К. предпринял издание журнала «Почта духов» , в котором печатал свои сатирические письма, смело обличавшие пороки дворянского общества, злоупотребления бюрократического аппарата. В журналистской деятельности, а также в повести «Каиб» (1792) и др. прозаических произведениях К. выступил как продолжатель просветительной сатиры Н. И. Новикова . Смелая сатира К. вызвала недовольство Екатерины II ≈ писателю пришлось прекратить литературную деятельность и на несколько лет скрыться в провинции. В 1799≈1800 написана злая антиправительственная «шуто-трагедия» «Трумф» («Подщипа»), которая распространялась в рукописных списках. Лишь в 1806 К. смог вернуться в Петербург. В 1806≈07 написал комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», высмеивавшие галломанию дворянства и имевшие большой успех. В 1812≈41 служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке. В 1809 вышла 1-я книга басен, обозначившая начало активной работы К. как баснописца.

    Басни К. стали «... книгой мудрости самого народа» (Гоголь Н. В., Собр. соч., т. 6, 1953, с. 166). Подлинная народность, живописный и неиссякаемый по своему богатству язык делают творчество К. вершиной развития русской басни, ставят писателя в ряд мировых корифеев этого жанра. А. С. Пушкин отмечал глубокое национальное своеобразие басен К., которое видел в «... веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться...» (Полн. собр. соч., т. 7, 1958. с. 32). В отличие от своих предшественников, у которых в басне главенствовал дидактический момент ≈ мораль, К. создал басню-сатиру, басню - комедийную сценку. По поводу басни К. «Крестьянин и овца» В. Г. Белинский писал, что это «... поэтическая картина одной из сторон общества, маленькая комедийка, в которой удивительно верно выдержаны характеры действующих лиц...» (Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 574). В этом заключались задатки реалистического подхода писателя к действительности. Басни К. выразили отношение народных масс к социальной несправедливости, а многие из них прямо направлены против деспотизма самодержавной власти и хищничества чиновной бюрократии («Волки и овцы», «Мор зверей», «Рыбьи пляски» и многие др.). Правда, в таких баснях, как «Конь и Всадник», «Колос», содержавших оправдание смирения перед власть имущими, сказалась непоследовательность политических взглядов К., но главным, непреходящим в его творчестве остаётся глубокий демократизм, выражение нравственного идеала народа, осуждение эгоизма и фальши дворянского общества (басни «Крестьяне и Река», «Листы и корни» и др.). Верой в нравственную силу народа проникнуты его басни, связанные с тематикой Отечественной войны 1812 («Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Раздел» и др.). В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен К. несут в себе реальные черты людей; они включены писателем в широкую панораму русского общества, представляя его различные социальные слои ≈ от царя до пастуха. С баснями К. вошла в русскую литературу живая народная речь. Всё творчество К.-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка крылатые выражения, многие из которых тоже стали пословицами. Язык басен К. явился примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и др. писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Басни К. переведены более чем на 50 языков мира.

    Соч.: Басни, кн. 1≈9, П., 1843; Полн. собр. соч., т. 1≈3, М., 1944≈46; Соч., т. 1≈2, М., 1969.

    Лит.: Благой Д. Д., Великий русский баснописец И. А. Крылов, М., 1944; Степанов Н. Л., И. А. Крылов. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1958; его же, Крылов, 2 изд., М., 1969; Десницкий А. В., 1766 год как год рождения И. А. Крылова, «Русская литература», 1962, ╧2; Кеневич В. Ф., Библиографические и исторические примечания к басням Крылова, 2 изд., СПБ, 1878; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М,≈ Л., 196

  2. Н. Л. Степанов.