Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

хаммурапи законы

в ст. Хаммурапи.

Большой юридический словарь

хаммурапи законы

свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н.э. Ценный памятник древневосточного права. Насчитывают 282 статьи. При составлении сборника в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Составлены в основном в казуистической форме; не имеют общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Х.з. в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элемента.

Большая Советская Энциклопедия

Хаммурапи законы

свод законов Вавилонии , созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден в 1901≈02 при раскопках на месте столицы древнего Элама ≈ г. Сузы , куда он, видимо, был увезён эламитянами в качестве военного трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии.

Текст Х. з. состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Они отражали сравнительно высокую ступень развития классовой и социальной дифференциации. Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум ≈ «человек») и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум ≈ «падающий ниц»). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В Х. з. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии. Х. з. в научной литературе рассматриваются либо как сборник действовавшего права (это наиболее вероятная точка зрения), либо как юридический трактат, изображающий картину «социальной справедливости», либо как отчёт царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности. На Х. з., возможно, оказали влияние более древние (20≈19 вв. до н. э.) законы из Ура , Эшнунны и Исина . Х. з. повлияли на позднейшее законодательство древней Передней Азии. Рус. пер. Х. з. см.: «Вестник древней истории», 1952, ╧ 3; «Хрестоматия по истории Древнего Востока», 1963, с. 196≈219.

Лит.: Gadd C. J., Hammurabi and the end of his dynasty, Camb., 1965; Gordon C. H., Hammurabi"s code, N. Y., 1957; Code de Hammurapi, Limoges, 1973.